пятница, 4 декабря 2015 г.

Про таблицеделов из ТМТ Консалтинг и "распил" маркетинговых бюджетов



На протяжении почти 15 лет существования  проекта “Телеком в России” мы боролись с теми, кто откровенно “пилил” деньги в области маркетинга для телекома. В свое время это была не безызвестная компания Коминфо Консалтинг к которой странною любовью на протяжении десятилетий пылали Ростелеком  и МРК тратившие через них  кажущиеся сейчас смешными суммы на маркетинговые и консалтинговые услуги.  К чести данной компании, хоть их отчеты и не отличались точностью в оценках объемов рынка, они были КРАСИВЫМИ и содержали вполне себе разумные рекомендации по развитию тех или иных  новых услуг  на основе западного опыта, к которым можно прислушаться и использовать в практической работе. К сожалению, те старые добрые времена прошли – сейчас в моде примитивизм и гораздо большие суммы, которые осваиваются с ведома заинтересованных “наемных менеджеров” отдельных компаний даже не на отчеты, а на непонятные и бесполезные XLS таблицы с цифрами. Их использовать в практической работе не возможно, так как они не отражают реальное положение на рынке и по сути нарисованы. Типичный герой нового времени компания ТМТ Консалтинг появившаяся чуть больше года назад (официально -  много раньше -  просто ее “основатели”  два года умудрялись совмещать  работу в ней с работой в ИКС Конслатинг), но уже сумевшая уже освоить  значительные средства за счет своего таблицедельного бизнеса ( “упрощенка” по которой компания работает дает  им большие возможности по использованию наличных средств). Основной доход этим “аналитикам” приносит изготовление вот таких табличек якобы с данными по рынку.  Например, немалые деньги платятся Ростелекомом (и не только) за так называемый мониторинг числа абонентов  интернета и платного ТВ и  на другие таблицедельные и не очень проекты польза от которых сомнительна, но под которые закладываются значительные бюджеты. Подробности можно прочитать в ТЗ Ростелекома бюджет которого в этом году осваивает вновь испеченные таблицеделы из ТМТ Консалтинг. Они даже под это дело соорудили для прохождения псевдо требований конкурса  ИНФОПОРТАЛ в  стиле DropBox из бесплатных компонентов wordpress на котором по-быстрому состряпан  их сайт.

          Хороший пример как рынок “мониторится” ТМТ Консалитнг  это Москва, где эти “аналитики” не опрашивают почти никого опираясь на свои рисовальные “аналитические” способности и пресс-релизы основных игроков. Результаты плачевны - они до сих пор считают методом умножения не существующую базу одного из крупнейших игроков на рынке ТВ и интернета. Сейчас она  у них завышена в 2 раза (это нам точно известна, так как в рамках других проектов  мы получаем доступ к  информации по реальной абонентской базе данного игрока). В регионах дела обстоят не лучше – любому профессионалу в области маркетинговых исследований известно,  что собрать со всех операторов (а именно это декларируют таблицеделы из ТМТ Консалтинг) информацию по их абонентской базе из области фантастики.  Они либо вообще не заинтересованы что-то давать (таких как показывает практика 75%) или, в  лучшем случае (таких 25%), под обещания сводного отчета эти игроки предоставляют завышенные цифры по своей абонентской базы. Чаще  всего таблицеделы  рисуют абонентскую базу сами, опираясь на статистику Минкомсвязи (откуда она у них - будет написано ниже) или же прошлогодней годовой финансовой отчетности вытащенной из Спарка (Росстата). Такие оценки рынка конечно лучше чем ничего, но они явно не стоят тех миллионов рублей которые на них осваиваются.  Вряд ли те, кто покупает эту  ерунду (бескорыстно осваивает бюджет на маркетинг в своей компании)  не понимают, что из себя представляет эти цифры и какая их реальная цена. Поэтому, в лучшем случае, они используются в виде сводных данных в целом по РФ, ну а чаще всего они фигурируют лишь в бюджетах этих компаний на маркетинг и никому не показываются.
          Еще один пример (к сожалению по отношению к  конкретному заказчику не единственный) из работы таблицеделов из ТМТ Консалтинг – продажа набора цифр одним из крупнейших игроков рынка в обход всех существующих у него процедур закупок. C ТЗ  этой закупки  Вы можете ознакомиться здесь. По сути заказчик получил за внушительную сумму  недорогую  статистику Минкомсвязи, разбавленная якобы цифрами операторов  (в лучшем случае это была открытая отчетность и несколько реальных цифр, но в большинстве случаев  фантазиями на заданную тему на основе данных Минкомсвязи  и то - таблицеделы, например, не удосужились узнать при составлении ТЗ, что данные по VPN не собирают в том объеме, что раньше  с 2013 года).
            И последний вопиющий  пример “бизнеса” таблицеделов - ноябрьский конкурс РТКОММа на исследование объявленный менее чем за 5-ть дней до подведения итогов на тендерной площадки регистрация на которой занимает 4 рабочих дня. Разумеется, заранее об этом конкурсе знал только ТМТ Консалтинг (никто другой из 3-х возможных его участников извещен о нем не был и даже чисто теоретически из-за сжатых сроков принять участие в нем не cмог бы). Ради того, что бы продвинуть ТМТ Консалтинг кто-то в РТКОММе (мы уверены, что совершенно бескорыстно и руководствуясь только благими намерениями) даже пошел на нарушение собственного внутреннего положения о закуках компании и указанных там сроков проведения процедур. Как результат – эта компания оказалась в этой конкурсе  “единственным участником”  и победила  по максимально возможной цене котракта. Теперь таблицеделы ТМТ Консалтинг будут рисовать почти за 500 тыс.рублей XLS таблички связанные с   “Потенциалом российского рынка фиксированной спутниковой связи“

Как говорит известный персонаж новостного телевизионного эфира первого канала - Совпадение ? Не думаю

           Мы в какой то мере способствовали становлению таблицедельного бизнеса ТМТ Консалтинг предоставляя им единственное ценное, что было в их отчетах – статистику Минкомсвязи по абонентам, доходам от услуг связи  и т.д.  Сейчас любое  сотрудничество с данной организацией приостановлено (советуем это сделать всем, кто дорожит своей репутацией и кто хочет не осваивать бюджет на маркетинг, а получать информацию о реальном положении на рынке). Мы понимаем, что вряд ли это остановит их таблицедельный бизнес – то немногое,  что есть в открытом доступа, их рисовальные “аналитические” способности, а также  сильная  заинтересованность отдельных  заказчиков в освоении через них денег на маркетинговые исследования обеспечит им безбедное существование и в условиях кризиса. Со  своей стороны мы будем пристально смотреть за их таблицедельным бизнесом и  по мере наших скоромных возможностей  освещать  их проколы в рисовании цифр по рынку и откровенно не честные (подставные) конкурсы  в которых они будут принимать участие.

          Один из следующих наших выпусков будет посвящен  тому, что из статистики по рынку cвязи, телекома и смежным рынкам есть в открытом доступе. Надеюсь, это поможет  нашим читателям даже в условиях кризиса и сокращения бюджетов получать наиболее полную и актуальную информацию  по отрасли Связь и  ИКТ  без обращения к таким сомнительным поставщикам услуг как ТМТ Консалтинг. В частности Вы узнаете, как можно получить доступ ко все информации представленной в СПАРК (полной базе финансовой отчетности за последние три года и данным  по регистрации компаний), статистике Минкомсвязи и другой информации   совершенно официально и полностью бесплатно. Следите за обновлением нашего блога -  все это  будет опубликована в течении следующей недели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий