пятница, 30 сентября 2016 г.

Почему домохозяйства не хотят пользоваться интернетом и почему нельзя верить сказкам ТМТ Консалтинг.


Не прошло и трех лет (невиданная скорость для Ведомостей) как журнализд Валерий Кодачигов соизволил написать статью о том, что было у него перед носом уже почти три  недели - информации о падении фиксированного ШПД (статистику Минкосвязи на которую мы обратили внимание   еще в позапрошлом посте ссылка на которую публиковалась в Телком Тусе - крупнейшем отраслевом сообществе FaceBook ). Как водится он подошел к проблеме "основательно"- взял комментарии не только у участников рынка (что характерно не у всех - у тех у кого все с абонентской базой в порядке), но у известных таблицедлов и  осваивателей бюджетов на псевдо-таблички якобы с данными по рынку  в Ростелекоме и Мегафоне  -  псевдоаналитиков из  ТМТ Колнсалтинг. Они как всегда готовы комментировать что угодно: "знатный эксперт" Ирина Якименко   может сказать в начале, что черное это белое, а потом проявить заметную гибкость, поменять свое мнение на диаметрально противоположное,  лишь бы  опубликовали ее "авторитетное мнение". Еще совсем недавно в "щедевральной" публикации по мотивам  липового отчета ТМТ Консалтинг по рынку ШПД за 1 полугодие (хороший пример того, как не надо писать статью - нет свежих комментариев от компании которой  приписывается "сенсационное событие". Только копи-пэйстинг старых заявлении)  она фантазировала на тему того, что:

Сейчас же после того, как появилась не липовый отчет от ТМТ Консалтинг, а настоящая статистика Минкосвязи ее мнение резко изменилось. Возможно  она наконец  смогла оторваться  от своих экселевских (детских) фантазий по рынку и зайти на сайт Вымпелкома, чтобы посмотреть реальную информацию  (или может (мы тешим себя этой тщетной надеждой) она читает наш блог ?). Оказывается:

 
 (в первой версии статьи, опубликованной утром, про это не было ни слово - только "рассуждения" Ирины о том, что рынок упал.  К вечеру Валерий  свою статью подправил. Что сказать - молодец. Демонстрирует вместе с Ириной завидную гибкость и беспринципность). О причинах падение рынка мы уже все написали - добавить к ранее опубликованному нечего. Мы и в дальнейшем будем внимательно следить за творчеством Валерия Кодачигова (в первую очередь за сказками которые он пишет на основе данных и комментариев "экспертов" из ТМТ Конслатинг).

Пока эту тему оставим для  будущих наших публикаций и перейдем к  данным, характеризующие реальное положение вещей на рынке доступа в интернет. Начиная с 2013 года  примерно в ноябре-декабре Росстат проводит масштабный опрос  домохозяйств по использованию ими информационных технологий и сети интернет. В опросе участвует 55 тыс. домохозяйств в городской и сельской местности. C полными результатами опроса Вы можете познакомиться по ссылке. Ниже приведены наши графики с отдельными его результатами по России в целом и для Москвы (ссылка кликабельна):

Опросы демонтируют интересную тенденции: в России в целом и в Москве в частности существует относительно большой % домохозяйств не использующих интернет. Он хоть и сокращается, но не столь стремительно как  хотелось бы. При этом, далеко не все компьютер имеющиеся в домохозяйках подключены к глобальной сети. По способам выхода в интернет также происходят процессы трансформации: % домохозяйств использующих декстопы для выхода в интернет сокращается в пользу новых способов доступа  - в первую очередь мобильных устройств всех типов - от мобильных телефонов до планшетов и ноутбуков. При этом в Москве 44% домохозяйств не подключенных к интернету считают, что им он не нужен в принципе. Еще 16% не используют интернет дома потому что они пользуются им в другом месте (на работе, по месту учебы и т.д.). Еще 16% почему то считают, что подключить интернет слишком дорого для них (недостатки рекламы  провайдеров ???).

Если вдруг нашу публикацию читает Валерий Кодачигов ( мы опять же тешим себя тщетной надеждой, что это так) и захочет написать статью  на тему опроса Росстата, то мы рекомендуем ему ОБЯЗАТЕЛЬНО взять комментарий  у "экспертов" из  ТМТ Консалитнг. Они  расскажут ему  "что у  них с самого начала была какая-то "уникальная" методика рисования табличек в Excele по рынку  ШПД и они ее придерживались". Мы и далее будем  с интересом сравнивать их последние  комментарии  с тем, что они говорили ранее (нас например так и тянет сравнить статистику Минкомсвязи по хотспотам с тем, что наговорили псевдоэксперты из ТМТ консалтинг тому же Валерию Кодачигову ).


среда, 21 сентября 2016 г.

Как AT&T пытается устранить "цифровое неравенство" в сельских районах США


Проблема цифрового неравенства - обеспечение равного доступа городских и сельских жителей   к  современным средствам коммуникации (в первую очередь широкополосному  интернету),  актуальна не только для России (где разрыв является  чудовищным, хотя и имеет тенденцию к сокращению), но и для США:


Эта тема  даже стала одним из пунктов предвыборной программы Хилари Клинтон. Кандидат в президенты США  пообещала, что к 2020 году "100 процентов домашних хозяйств в Америке будет иметь возможность подключения к интернету с помощью  широкополосного доступа, который обеспечивает скорости, достаточных для удовлетворения потребности семей". Разрыв в доступе к Интернету сохраняется во многом потому, что сельские жители обычно имеют меньше возможностей для качественного подключения к интернет-сервисам. Провайдеры не заинтересованы в развитие ШПД в сельской местности. Они   получают гораздо больше отдачи от своих вложений в строительство сетей в городах, где они могут подключить  гораздо большее числа  клиентов. Низкий уровень использования Интернета является либо причиной или следствием другого факта - люди в сельской местности также используют меньшее количество компьютеров и мобильных устройств. Также росту проникновения интернета в американском селе  мешают высокие тарифы - средний счет на услуги ШПД в  США  составляет около $ 52,50 в месяц. Во Франции, которая имеет самые дешевые сопоставимые тарифные планы, стоимость много меньше - около  $ 19 долларов  в месяц. 

Однако ситуация меняется и возможно обещание Хилари Клинтон будет воплощено в жизнь уже очень скоро. Этому может способствовать новая инициатива AT&T - анонсированный 20 сентября 2016 года проект AirGig . Он способен разрешить две главные проблемы развертывания ШПД  в сельской местности - значительно снизить стоимость строительства транспортной сети и решить проблему "последней мили". AT&T планирует использовать существующую инфраструктуру электрических сетей  для решения главной задачи - обеспечения качественного широкополосного доступа в интернет там, где это было ранее не рентабельно:


Использование ЛЭП делает проект AirGig намного более дешевым, чем традиционная прокладка кабелей или установка башен и антенн при создание традиционной беспроводной инфраструктуры. Узел AirGig представляет собой единый стандартный (и очевидно максимально дешевый) блок приемо-передающего оборудования, работающее в миллиметровом диапазоне, а также оборудование для передачи сигнала клиентам (базовые станции сотовой связи или Wi-Fi хотспоты). Питание узла осуществляется напрямую от линий электропередачи. Каждое такое звено общей сети AirGig может осуществлять передачу данных на гигабитных скоростях. Использование проводов ЛЭП в данном проекте не предполагается, так как, в настоящее время на рынке нет качественных решений для обеспечения требуемых скоростей передачи данных по линиям электропередач на большие расстояния. AT&T заявляет, что она готова предоставить возможности AirGig и другим операторам.

Идею использования миллиметрового диапазона частот для предоставления услуг беспроводного ШПД тестируют и другие компании (в частности Google и FaceBook), но это уже другая история...

С оригинальной статьей о проекте на английском MIT Technology Review можно ознакомиться по ссылке. Исходные материалы к данной статье (информация по проникновению интернета по домохозяйствам в городской и сельской местности) как всегда доступны в нашей  метабазе документов.

четверг, 8 сентября 2016 г.

Фиксированный интернет: конец периода роста ?

Минкомсвязи опубликовал официальную информацию по  итогам работы предприятий связи за первую половину 2016 года. Впервые зафиксировано падение количество активных абонентов фиксированного доступа к сети Интернет. Согласно классификации ведомства к активным абонентам относятся клиенты, воспользовавшиеся соответствующими услугами хотя бы один раз за отчетный квартал или внесшие абонентскую плату хотя бы за один месяц отчетного квартала. По сравнению с 1-м кварталом этого года общее число таких абонентов во 2-м квартале сократилось на рекордные 338 тыс. По Москве рынок фиксированного интернета за рассматриваемый период сократился на 51 тыс. абонентов.


Источник: данные сводной формы стат. отчетности CВ-3 Минкомсвязи

Анализ деятельности  основных игроков позволяет легко найти главного виновника падения рынка. Им оказался Вымпелком. По данным оператора за 2 квартал 2016 года под руководством тогда еще "наемного"  и "эффективного" менеджера гражданина Слободина и под песни Светлакова об "интернете за 1 рубль" компания  потеряла 196 тыс. абонентов. За этот же период Ростелеком смог нарастить свою абонентскую базу на 116  тыс., а МТС - на 40 тыс. абонентов. Можно предположить, что спад может носить сезонный характер (в прошлом году темпы роста абонентской базы фиксированного интернета во 2-м квартале были самыми низкими по сравнению с другими кварталами). Однако это  может свидетельствовать и о более глубинных процессах - например, о каннибализация фиксированного интернета мобильным для определенных категорий пользователей (тех, кто предпочитает пользоваться глобальной сетью в основном с мобильных устройств и использует ее преимущественно для серфинга). Следующий квартал покажет на сколько верно то или иное предположение. Нам  хотелось бы акцентировать внимание на другом обстоятельстве, которое в очередной раз  красноречиво свидетельствует, что отчеты таблицеделов из ТМТ Консалтинг не стоят даже того монитора на котором отображается PDF файл с результатами их творчества (мы не говорим уж о тех  десятках миллионов рублей которые им за нарисованные таблицы с данными по  рынку  которые им до недавнего времени (пока не вмешался ФАС) платил Ростелеком). В июне этого года  уважаемы коллеги из Ведомостей  писали буквально следующее:

http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2016/07/15/649298-vimpelkom-ostanovil-ottok

Как оказалось эта статье и рассуждения в ней  на заданную тему основаны не на фактах, а на фантазиях "аналитиков"  и ТМТ консалтинг неподкрепленных ничем кроме XLS табличек полученных по непонятной методологии (фактически нарисованных - они даже не затруднили себя  сверкой собственного творчества с отчетностью операторов). 

Исходные данные для расчетов по числу пользователей фиксированного интернета по регионам представлены в таблице ниже или доступны в  ЕМИСС

Таблица. Количество абонентов фиксированного доступа
в интернет по регионам в 2015-2016 гг

https://drive.google.com/file/d/0B27xUxhOKv06cUFuaXhZVFJHWFE/view?usp=sharing


Другая информация по итогам работы предприятий связи в 1 полугодие 2016 года представлена в нашей метабазе документов. Скоро по итогам работы отрасли мы подготовим небольшой обзор (в дополнении к уже опубликованному краткому предварительному) - следите за обновлениями в соответствующем разделе нашего сайта.

четверг, 1 сентября 2016 г.

Отрасль Связь и ИКТ в первом полугодие 2016 года


Собственно данные представлены выше.  Ничего нового - рынок Связи стагнирует, рынок ИТ растет за счет увеличения затрат на импортное оборудование и софт. Но и тут замедление -  годом раньше рынок  ИТ в денежном выражении рос в  2-ва раза большими темпами. Традиционно данные по регионам и видам услуг размещены в метабазе документов. Совсем скоро данные по структуре доходов от отдельных услуг и общие показатели деятельности отрасли Связь в 1 полугодие от Минкомсвязи. Следите за обновлениями нашего блога и сайта.